Организаторы

В ТПП обсудили законопроект «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ»

В ТПП обсудили законопроект «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ»

16 ноября 2021

Источник: Россоюзхолодпром и АСОРПС

Законодательное обеспечение развития непрерывной холодильной цепи оборота скоропортящейся продукции в РФ (НХЦ РФ) обсудили участники заседания Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса 15 ноября.

Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС), Российский союз предприятий холодильной промышленности (Россоюзхолодпром), Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности – филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН, АО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Национальный исследовательский центр «Перевозки и инфраструктура», российская консалтинговая компания GRT Consulting (Москва) представили на рассмотрение проект закона «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ».

Как отметил директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов, в настоящее время в нашей стране превалируют ведомственные нормативные документы по регулированию лишь отдельных элементов холодильной цепи, что не отвечает интересам общества и бизнеса. Необходимо дополнительно провести комплексную работу по законодательному регулированию и формированию развития НХЦ.

Главный научный сотрудник ВНИХИ - филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН Георгий Белозеров сообщил, что в 2020 году в России без учета сельхозкультур зафиксированы потери продуктов питания на сумму порядка 1,4 триллиона рублей. Около половины этой суммы приходится на продукцию, требующую холодильного хранения. «А вот для хранения как раз необходимы холодильные цепи. И холодильные цепи – это не набор оборудования, а технологическая система, которую нельзя разрывать. Если на одном из этапов что-то нарушено с качеством, то это не исправить на последующем, даже если лучше условия хранения. Но если мы хотим создать национальную систему холодильной цепи как в Германии, Франции, Канаде и др., то без участия государства создать ее сегодня не удастся», - отметил Георгий Белозеров.

По словам исполнительного директора Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, сейчас можно контролировать работу дистрибьюторов и транспорт, однако информацию о состоянии продукции на складе торговых сетей и в магазинах получить нельзя. «Нам как поставщикам такая информация недоступна. Я понимаю, почему они не делятся этой информацией - чтобы защитить свой бизнес и исключить все риски. Ведь за испорченный продукт на полке обычно вся ответственность перекладывается на поставщика, а мы не можем доказать обратное. После отгрузки мы как производители теряем контроль за произведенной продукцией. Поэтому важно контролировать всю цепочку», - добавил Дмитрий Востриков.

По словам заместителя председателя Рыбного союза Сергея Гудкова, температурный режим нарушается при перевозке рыбной продукции по железной дороге. Например, в 2019 году с Дальнего Востока в центральную часть страны было перевезено 538 тыс. тонн, из них 151 тыс. тонн вагонными-термосами, не оборудованными морозильной установкой. Это 25% перевозок рыбной продукции. Эксперт также отметил, в России не неразвита система страхования, крайне сложно возместить свои убытки из-за порчи продукции. «Продукция очень дорогая, утилизировать ее предприятие не готово, поэтому в эту продукцию добавляется большое количество консервантов, соли и она попадает на прилавки магазинов и несет ущерб здоровью населения», - пояснил Сергей Гудков.

Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО) Дмитрий Горох сообщил, что пока непонятны алгоритмы действия всех участников рынка, если выявляются нарушения температурного режима при перевозке и хранении продукции. Он также заявил о необходимости законодательно закрепить единые требования для контроля за перевозками скоропортящейся продукции для всех видов транспорта. При перевозке железнодорожным транспортом представители региональных или территориальных органов ветеринарно-санитарного контроля проверяют состояние груза в пути четыре раза от момента отправки со склада до доставки грузополучателю. Но на автотранспорте такого контроля нет, отметил Дмитрий Горох.

Начальник департамента страхования грузов и грузоперевозчиков IBG Сергей Кузнецов сказал, что страховщикам интересны перевозки скоропортящейся продукции. Однако на данный момент большинству грузоотправителей не выгодно страховать свои грузы, так как перевозки осуществляются с нарушениями температурного режима и, соответственно, страховых выплат не будет. На железной дороге это обусловлено нехваткой подвижного состава, высокими тарифами на перевозку в специализированном подвижном составе и как следствие желанием сэкономить. Сергей Кузнецов считает, что участникам рынка, в том числе страховщикам, нужны четкие правила и условия перевозок, чтобы цивилизованно по ним работать. Решением может стать федеральный закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ».

Президент АСОРПС Михаил Синев отметил, что законопроект о НХЦ предполагает создание компетентного координирующего и контролирующего органа по НХЦ, которые будут следить за выполнением требований закона участниками рынка - агентами НХЦ (складские организации, транспортные предприятия и предприятия торговли). Часть контрольно-надзорных функций могут быть переданы специализированной саморегулируемой организации в области НХЦ. «Мы готовим обращение в Минсельхоз РФ о создании межведомственной рабочей группы при министерстве для разработки проекта федерального закона о НХЦ. Параллельно с отраслевыми союзами и объединениями обсуждаем основные направления развития оборота скоропортящейся продукции в рамках НХЦ. В наших планах также провести большую аналитическую работу. Например, анализ нормативно правового регулирования оборота скоропортящейся продукции в других странах и анализ ресурсного обеспечения утилизации фальсифицированной продукции по термическому состоянию в основных транспортных узлах на территории РФ. До конца года мы намерены подготовить первую редакцию закона о НХЦ», - сообщил Михаил Синев.

Партнер российской консалтинговой компании GRT Consulting Алексей Барыкин пояснил, что законопроект о НХЦ разрабатывается в инициативном порядке. «Участники рынка сами видят существующие проблемы и предлагают пути их решения. Инициаторами законопроекта являются семь организаций. При АСОРПС мы создали рабочую группу, в которую входят более 30 организаций. Этим законом мы также хотим закрыть определенные проблемы взаимодействия контролирующих органов и участников рынка, навести порядок в терминологическом поле, а также обеспечить выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по созданию системы контроля за оборотом пищевой продукции в РФ», - уточнил Алексей Барыкин.

По словам председателя правления Россоюзхолодпрома Юрия Дубровина, законопроект должен положительно сказаться на качестве продуктов питания. «Мировая практика говорит о том, что холодильная цепь нужна и важна. Как бы это декларативно ни звучало, но это работа на потребителя, на человека, на его здоровье», - сказал Юрий Дубровин.

Представители Минтранса и Минпромторга, участвующие в заседании, поддержали инициативу по разработке законопроекта «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ».

фото 2 (1).png