Допуск российского мяса на китайский рынок изменил общую структуру покупателей этой продукции.
За первые шесть месяцев 2020 года Россия в 2,2 раза нарастила экспорт мяса, сообщили РБК в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка. В январе—июне отечественные предприятия поставили за рубеж мяса и мясных субпродуктов на $336 млн, а год назад поставки составляли $149 млн. Экспорт мяса птицы вырос в 2,5 раза, до $193 млн, свинины — в 4 раза, до $85 млн, а говядины — в 3 раза, до $16 млн.
Половину поставленного Россией за рубеж мяса завез Китай. На долю материкового Китая в первом полугодии пришлось 45% поставок в натуральном выражении, а с учетом Гонконга — 54%. По итогам первого полугодия КНР вышла в лидеры, обогнав Украину, доля которой в российском экспорте снизилась c 28 до 16%, хотя в деньгах отгрузки продукции выросли с $42 млн до $53 млн, уточняют в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка.
Крупнейшим покупателем российского мяса Украина стала после начала военного конфликта в Донбассе: до 2014 года она практически не закупала в России мясо и субпродукты, а в 2016 году, по данным Федеральной таможенной службы, на Украину были отгружены более 47 тыс. т мяса.
В январе—июне 2020 года Украина завезла из России 40,9 тыс. мяса, а КНР — почти в 2 раза больше — 79,9 тыс. т, следует из данных федерального центра «Агроэкспорт». Китай нарастил поставки по сравнению с прошлым годом сразу в 11 раз — год назад было лишь 7 тыс. т.
Российский экспорт вырос главным образом за счет увеличения поставок мяса птицы, отмечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. У группы «Черкизово», крупнейшего производителя курятины, поставки за рубеж в первом полугодии выросли в натуральном выражении в 2,4 раза, сообщил руководитель управления экспорта торгового дома «Черкизово» Андрей Терехин, и ключевую роль тут сыграло открытие китайского рынка. Про впечатляющий рост экспорта мяса птицы говорит и представитель Россельхознадзора, тоже связывая этот скачок с увеличением поставок в Китай.
В этом году Россия потенциально сможет поставить в Китай 150–200 тыс. т мяса птицы и субпродуктов, считает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Для Китая это пока не очень существенный объем, но для России такой объем важен: страна вышла на самообеспечение мясом птицы, потребление на внутреннем рынке не даст серьезного прироста для расширения производства, и дальнейшее развитие российского птицеводства невозможно без увеличения экспорта, указывает Юшин.
В апреле 2020-го в Китай начались также поставки говядины — первые 200 т отправил крупнейший отечественный производитель мяса «Мираторг». В агрохолдинге отказались от комментариев. Поставки российской говядины в Китай пока невелики: для экспорта аттестованы всего два предприятия, уточняют в Национальной мясной ассоциации.