Из отчёта экономического ведомства следует, что доля России в мировом экспорте продовольственной продукции увеличилась с 0,7% в 2010 г. до 1,6% в 2018 г., Россия вошла в рейтинг двадцати крупнейших мировых экспортеров, тогда как в 2010 г. занимала 31 место. В отличие от стран-лидеров по экспорту продовольственной продукции, в структуре российских поставок преобладают товары с невысокой добавленной стоимостью (прежде всего злаки и мороженая рыба), при выраженной мясомолочной направленности продовольственного экспорта ключевых стран-экспортеров.
Российский экспорт мяса и субпродуктов по итогам 2019 г. увеличился на 44,4% к 2018 г., достигнув рекордных 0,59 млрд долл. В натуральном выражении экспорт рос более медленными темпами – на 16,9% к 2018 г. до 340 тыс. т. Драйвером роста российского экспорта мясной продукции стало мясо птицы – в 2019 г. поставки увеличились на 69,1% г/г до 0,33 млрд долл., при этом средние экспортные цены выросли в 1,5 раза, поставки курятины в натуральном выражении – на 13,0% (до 210 тыс. т).
Поддержку российскому экспорту мяса птицы оказал допуск российских производителей на китайский рынок – в настоящее время более 40 российских компаний могут экспортировать продукцию в Китай. В результате российские поставки мяса птицы в эту страну увеличились с около нулевых значений в 2018 г. до 0,14 млрд долл. (63 тыс. т) в 2019 г.
Другим ключевым рынком сбыта мяса птицы остаются страны СНГ (в том числе Украина, Казахстан, Киргизия). Несмотря на снижение экспорта в 2019 г. на 6,0% г/г до 0,12 млрд долл., более 1/3 российских поставок мяса птицы осуществляется в этот регион. Экспорт свинины по итогам 2019 г. достиг 0,13 млрд долл., увеличившись в 1,9 раза по сравнению с 2018 г. В натуральном выражении поставки свинины увеличились в 1,8 раза.
За последние десять лет доля России в мировом продовольственном экспорте выросла более чем в 2 раза